Читайте в новом номере журнала

В номере журнала “Битюгъ” 2018 г. читайте:

ОБРАЗОВАНИЕ ПОС. БОЛЬШОЙ СТЕПАНОВСКИЙ НОВОКУРЛАКСКОЙ ВОЛОСТИ БОБРОВСКОГО УЕЗДА В 1921–1923 ГГ.

Осиновый лог под пос. Новая Жизнь. 2014 г. Фото Т.А. Скопинцевой - копияРанее в журнале «Битюгъ» нами были опубликованы две статьи, посвященные образованию поселков в Новокурлакской волости Бобровского уезда в первые годы советской власти на началах социализации земли. Продолжаем заданную тему исследованием пос. Большой Степановский, который, в отличие от пос. Кретовский и Старь, исчезнувших с географической карты Воронежской области, сегодня является частью пос. Новая Жизнь Аннинского района. В представленной статье попытаемся реконструировать историю образования одной из частей современного пос. Новая Жизнь Аннинского района Воронежской области. Дело в том, что современный пос. Новая Жизнь состоит из двух исторически не связанных друг с другом до конца 1960-х гг. поселков. Это пос. Большая Степановка (сейчас местные жители так называют часть Новой Жизни, улицу, расположенную на въезде в населенный пункт) и поселок совхоза «Новая Жизнь».

НОВОКРИУШАНСКИЙ МИКРОРАЙОН: ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1918–1991). ЧАСТЬ I

7 - копияС установлением советской власти наступил новый этап в развитии школьного образования, который коренным образом отличался от предыдущего. Теперь общеобразовательная школа становилась исключительно светской. 23 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, который вошел в историю под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В соответствии с декретом преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы, не допускалось. Постановлением Народного комиссариата просвещения от 31 мая 1918 г. во всех учебных заведениях вводилось обязательное совместное обучение учащихся обоего пола, т.е. мальчиков и девочек. В наименовании учебных заведений всех типов опускались слова «мужской» и «женский». Постановлением Народного комиссара по просвещению от мая того же года применение бальной системы для оценки знаний и поведения учащихся отменялось во всех без исключения случаях школьной практики. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств теперь должны были производиться на основании успехов учащихся, по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы.

ДУХОВНЫЙ ПИСАТЕЛЬ
ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ СКЛОБОВСКИЙ НА СТРАНИЦАХ «ВОРОНЕЖСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»

16Имена воронежских светских писателей известны далеко за ее пределами, некоторые стали классиками, а вот имена писателей духовных вольно или невольно были преданы забвению, хотя уровень их дарования не уступал первым. В последние десятилетия началось постепенное восстановление этих имен, они есть на страницах «Воронежской историко-культурной энциклопедии», издаются их книги, работы, статьи. Вспомним хотя бы митрополита Анастасия (Грибановского) или архимандритов Александра (Кременецкого) и Феофана (Авсенева). В этом же ряду стоит и имя протоиерея Димитрия Склобовского, бережно хранимое его земляками – острогожцами. Так, в 2016 г. на сайте «Культура РФ» появилось сообщение, что в Острогожском историко-художественном музее им. И.Н. Крамского открылась выставка «Свет неугасимый…» На ней было представлено более 30 икон, живописных и графических работ, а также эскизы росписей храмов, созданные художниками Воронежа и Острогожска. Также экспонировались некоторые работы членов Союза художников России. Данное событие было приурочено к 185-летию Димитрия Склобовского – духовного писателя, краеведа, протоиерея, настоятеля Острогожского собора» .

ГУЛЯЙ, МОЯ ПЕСНЯ…
Н.И. Костомаров
Перевод с украинского С.Е. Луценко

18 - копияСовременному читателю Николай Иванович Костомаров известен, прежде всего, своими историческими трудами. Менее известен он, как драматург и критик, и почти неизвестен, как поэт и переводчик. Однако ни об одной грани его таланта забывать не следует. К тому же именно из поэзии, напитавшейся родниковой речью славянской земли, ее богатейшей историей, и проистекала дальнейшая творческая и научная судьба Костомарова. Писатель, по собственному признанию, постигал жизнь «не только по мертвым летописям и запискам, а и в живом народе», – прилежно читая и не менее плодотворно путешествуя.
В историю литературы Костомаров вошел, прежде всего, как поэт-романтик. Влюбившись в Малороссию, в 1839 г. он опубликовал сборник «Украинские баллады», а в следующем году – сборник «Ветка». Многие его стихи проникнуты элегическими настроениями, воспевают украинскую старину, «козацкую славу». Здесь и баллады, вобравшие в себя народные верования, легенды; и реминисценции на исторические темы; и стихи, стилизованные под романсы, под народные лирические песни, исполненные печали о недостижимости счастья, о пролетевшей молодости. Поэзию Н.И. Костомарова характеризует не только многообразие жанровых форм, спроектированных на проблемы современной писателю жизни, но и ритмическое богатство, чередование песенного и разговорного стилей, ораторско-публицистические и риторические интонации…

Представленные статьи, а также многое другое читайте в новом печатном номере краеведческого журнала “Битюгъ”